Рабочая программа в ЭУМК

В результате изучения дисциплины студент должен:
·        иметь представление об исторической преемственности основных жанровых процессов, обусловленности идейно-концептуального содержания произведения культурно-историческим контекстом эпохи.
·        знать историю зарубежной музыки
·        уметь ориентироваться в основных типах драматургии

Экзамен состоит из двух частей:
1) Билет

6.9. Примерные вопросы для подготовки к зачету

1.      Общая характеристика и принципы периодизации эпохи древнего мира и античности
2.      Античность: инструменты, музыкально-поэтические жанры, музыкальная теория и нотация
3.      Общая характеристика и принципы периодизации эпохи средневековья
4.      Григорианский хорал: сущность, истоки, структура
5.      Антигригорианские течения и литургическая драма
6.      Ars nova  во Франции: Гийом де Машо и Филипп де Витри
7.      ХVI век. Ренессанс. Общая характеристика
8.      Истоки и формирование нидерландской полифонической школы
9.      Раннее многоголосие и эпоха Нотр-Дам. Мадригал и светские жанры эпохи Возрождения
10. Культура ХII-ХIII вв. Светская музыкально-поэтическая лирика
11. Инструментальная музыка и теория эпохи Возрождения
12. Значение О. Лассо для музыкальной культуры: принципы композиторской техники, новые жанры, стилистика
13. Палестрина: личность и творческое наследие
14. Музыкальная эстетика ХVII века.  Развитие инструментальных форм и жанров
15. Происхождение оперы. Флорентийская камерата
16. Римская опера и творчество К. Монтеверди
17. Французская опера. Творчество Ж.-Б. Люлли
18. Опера в Англии и творчество Г. Перселла
19. Музыка для органа: Свелинк, Фрескобальди, Фробрергер, Букстехуде, Пахельбель
20. Школа клавесинистов во Франции: стилистика, формы, жанры
21. Болонская школа и музыка для инструментального ансамбля. Соната da camera и соната da chiesa: истоки, принципы формообразования, стилистика
22. Принцип концертирования и жанр concerto grosso (на примере творчества А. Корелли и А. Вивальди)
23. Творческий портрет  И. С. Баха
24. Органная  и духовная музыка И. С. Баха
25. И.С.Бах. Музыка для клавира
26. Эстетика и творчество Г.Ф. Генделя
27. Культура и эстетика эпохи Просвещения
28. Мангеймская школа и формирование симфонии. Формирование сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти
29. Венский классицизм. Стиль и творчество В. А. Моцарта
30. Симфонические искания Й. Гайдна
31. Структура классической симфонии. Роль Й. Гайдна и В. Моцарта в формировании симфонии и квартета.
32. Музыка французской революции и творчество Л. В. Бетховена
33. Симфоническое творчество Л.В. Бетховена

6.10. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1.      Музыкальная культура от античности до эпохи Возрождения
2.      Происхождение нотной записи: от буквенных обозначений к современной системе нотации
3.      Музыкальная теория и музыкальная философия древности
4.      Музыкальная культура ХVII  века: формы и жанры
5.      Происхождение и развитие итальянской оперы.
6.      Особенности развития клавесинной и органной музыки в ХVII  веке
7.      Эстетика и творчество И.С.Баха  как совершенное выражение идеалов эпохи Барокко
8.      Идеалы эпохи Просвещения
9.      В.Моцарт и Й. Гайдн – два культурных ориентира эпохи  классицизма
10. Истоки и развитие жанра симфонии. Строение симфонического цикла
11. Музыка эпохи французской революции и творчество Л. Бетховена
12. Симфонии Бетховена: понятие симфонизма, тематика, круг музыкально-выразительных средств.
13. Эстетика романтизма: жанры, темы творчества, система музыкально-выразительных средств
14. Романтический симфонизм: традиции и новаторство
15. Программные симфонии Г.Берлиоза и Ф.Листа – ярчайший образец романтизма 
16. Классицистская линия развития симфонии – на примере Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р.Шумана, Й. Брамса, А. Брукнера
17. Концертные увертюры Ф.Мендельсона.
18. Симфонические поэмы  Ф.Листа
19. Ф.Лист и венгерские национальные традиции
20. Фортепианные сочинения Р.Шумана
21. Творческий портрет Ф. Шопена
22. Вокальные миниатюры Р. Шумана: продолжение традиций австро-немецкой Lied  и новаторство
23. Ф.Шуберт и его песни
24. Немецкая романтическая опера и ее идеалы.
25. Французская Grand Opera и Дж. Мейербер. Развитие французской оперы во второй половине ХIХ  века
26. Итальянская опера в ХIХ  веке
27. Р.Вагнер. Оперная реформа на примере творчества 1830-1840-х годов
28. Дж. Верди: творческие взгляды на развитие жанра оперы
29. Оперы Дж. Верди раннего и среднего периодов
30. Р.Вагнер и Дж.Верди: общее и различия
31. Импрессионизм во Франции. Эстетика и творчество К. Дебюсси
32. К. Дебюсси. Симфоническое творчество
33. К. Дебюсси. Фортепианное творчество
34. М. Равель: от импрессионизма к конструктивизму
35. Г.Малер – вершина развития жанра симфонии в ХIХ  веке: философские идеи и их
      претворение
36. Ранние симфонии Г.Малера в контексте романтизма
37. И.Стравинский: загадка непонятого гения
38. Творчество «русского» периода И. Стравинского
39. Балеты И. Стравинского. «Весна священная»  - манифест новой музыки
40. П. Хиндемит и немецкий неоклассицизм.
41. Р. Штраус: симфонические поэмы уходящего столетия
42. Европейская музыка на пороге нового века: эстетика, течения, жанры

2) Контрольная работа (обсуждение):

6.6. Задания для написания контрольных работ. (для заочной форы обучения

1.      Музыкальная культура древнего мира: страны Средиземноморья, Древняя Греция, Древний Рим, Страны Центральной Азии
2.      Музыкальная культура в эпоху средневековья: Западная Европа, Византия, Китай.
3.      Музыкальная культура эпохи Возрождения: Франция, Нидерланды, Италия, Англия, Германия, страны Восточной Европы.
4.      Возникновение и развитие оперного жанра в Италии, Франции, Англии, Германии: конец ХVI-ХVIII вв.
5.      Инструментальная музыка ХVII –ХVIII вв.
6.      Формы и жанры музыки эпохи романтизма.
7.      Творчество Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Россини, Берлиоза, Листа, Шопена, Вагнера, Брамса, Брукнера, Гуно, Бизе, Сен-Санса, Дворжака, Грига, Дебюсси, Равеля, Малера, Р.Штрауса Стравинского,, Хиндемита, Орфа, Бриттена.
8.      Музыка рубежа веков: истоки и перспективы развития; стиль и музыкальный язык.

ЛИТЕРАТУРА:
Ливанова "История западноевропейской музыки" или тут

СПИСОК - 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литературы:
1.      Ливанова Т. История западноевропейской музыки (в 2-х тт.). М., 1987
2.      Галацкая В. С. Музыкальная литература западноевропейских стран : Учеб. пособие для муз. училищ, Т. I. М., 2002
3.      История зарубежной музыки. Учебник для ВУЗов.  Тт. 3-6.М., 1984; М., 1988; СПб, 2001; СПб.,  2002
4.      Музыка французской революции ХVIII века. Бетховен. Учебное пособие для ВУЗов.М., 1974.
5.      Музыка Австрии и Германии ХIХ века. В 2-х кн. Учебное пособие для ВУЗов. М., 1975; М., 1986
б) дополнительная литература:
1.      Алексеев Э. История фортепианного искусства. В 3-х ч. М., 2008.
2.      Античная музыкальная эстетика / под ред. А. Ф. Лосева. М., 1960.
3.      Альшванг А. Бетховен. Л., 1971
4.      Барсова И. Симфонии Малера. М., 1975
5.      Вагнер Р. Статьи. М., 1988
6.      Вейнсток Г. Джоаккино Россини. Принц музыки : биография отдельного лица. М., 2003
7.      Герцман Е. В. Античная музыкальная педагогика. СПб. 1996.
8.      Герцман Е. В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995
9.      Герцман Е. В.,Тайны истории древней музыки. СПб, 2006.
10. Герцман Е. В. Пифагорейское музыкознание. М., 2003
11. Герцман Е. В.,Тайны истории древней музыки. СПб, 2004
12. Гивенталь Л. Щукина А. Музыкальная литература музыкальных училищ. Т.2. М.,  1986
13. Гирфанова М. Мензуральная теория и практика XIV–ХI вв.: автореф. дис. … канд. иск. М., 2000.
14. Евдокимова Ю. Многоголосие средневековья. Х-XIV века // История полифонии. Вып.1. – М., 1983.
15.  Дебюсси К. Статьи. Письма. Рецензии. Беседы. М.-Л., 1964
16. Дебюсси  : Пер. с англ./ П. Холмс. -Урал: Урал LTD, 1999.
17. Друскин М. Игорь Стравинский. Л., 1982
18. Друскин М. Пассионы Баха. М., ​1976.
19. Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М., 1964
20. Клейнер Б. «Додекахорд» Г. Глареана: автореф. дис. … канд. иск. М., 1994.
21. Конен В. Театр и симфония. М., 1975
22. Конов В. Нидерландские композиторы XV–XVI вв. М., 1984.
23. Лифарь С. С Дягилевым :Монография. СПб, 2007
24. Малер Г. Письма. Воспоминания. Вст. статья И Барсовой. М., 1968
25. Милка А. П. Занимательная бахиана : биография отдельного лица. Вып. 1. СПб,  2001
26. Моцарт В.Письма. М., 2000
27. Савенко С. Мир Стравинского. М., 2001
28. Сапонов М. А.,Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004
29. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. М., 2008
30. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М., 2001
31. Шабалина Т. В., Милка А. П. Занимательная бахиана. СПб., 2001
32. Шабалина Т., Хронограф жизни и творчества Баха. СПб., 1997
33. Швейцер А. И.С.Бах. СПб., 2002
34. Яроцинский. Дебюсси, импрессионизма и символизм. М.,1978