Рабочая программа в ЭУМК

В результате изучения дисциплины студент должен:

Развернуть

Знать:
-основные направления, проблемы, теории и методы истории;
-движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
-различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
-основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь:
-логически мыслить, вести научные дискуссии;
-работать с разноплановыми источниками;
-осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
-получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
-преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
-формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать? осознанные решения.

Владеть:
-представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
-навыками анализа исторических источников;
-приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История». Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

-умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
-владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).
-умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;
-умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти ее в нем);
-умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации

Экзамен состоит из двух частей:
1) Билет

6.4. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине (экзамен)

-Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.
-Сущность, формы, функции исторического знания.
-Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье;
-Великое Переселение народов в III – VI веках.
-Падение Римской империи.
-Варварские королевства.
-Государство франков. Меровинги и Каролинги.
-Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
-Восточные славяне в древности
-Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
-Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
-Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече.
-Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности.
-Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
-Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
-Экспансия Запада. Александр Невский.
-Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
-XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
-Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
-«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом.
-Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.
-Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций.
-Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия.
-XVIII в. в европейской и мировой истории.
-Петр I: Основные направления «европеизации» страны.
-Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм».
-Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.
-Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
-Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.
-Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.
-Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
-Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм.
-Крестьянский вопрос: этапы решения.
-Реформы Александра II.
-Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.
-Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.
-I мировая война: предпосылки, ход, итоги
-Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
-Альтернативы развития России после Февральской революции.
-Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская
-Гражданская война и интервенция.
-Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
-Экономические основы советского политического режима.
-Предпосылки и ход Второй мировой войны.
-СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.
-Начало холодной войны. Создание НАТО.
-«Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС.
-Гонка вооружений (1945-1991)
-Развитие мировой экономики в 1945-1991 г.
-Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое -мышление» и изменение геополитического положения СССР.
-Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.
-Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

2) Собеседование на тему Контрольной работы

6.3. Темы для написания творческих (эссе) и контрольных работ

-История России – неотъемлемая часть всемирной истории:
-Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио- визуальные, научно-технические, изобразительные).
-Территория России в системе Древнего мира.
-Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.
-Дискуссия о характере общественно- экономической формации в отечественной науке.
-Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
-Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
-Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
-Формирование дворянства как опоры центральной власти.
-Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
-Реформация и еѐ экономические, политические, социокультурные причины.
-Дискуссия об определении абсолютизма.
-Дискуссии о генезисе самодержавия.
-XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума».
-Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
-Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм».
-Новейшие исследования истории Российского государства в XVII–XVIII вв.
-Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.
-Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
-Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России.
-Быт города и деревни в XIX веке. Общие достижения и противоречия.
-Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки конца XIX – начала ХХ вв.
-Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
-Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика.
-Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
-Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
-Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы.
-Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
-Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.
-Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм.
-Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.
-Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг.
-Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.
-Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС.
-Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.
-Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).
-Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
-«Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны.
-Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
-Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
-Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства.
-Социальная цена и первые результаты реформ.
-Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
-Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
-Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
-Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

ЛИТЕРАТУРА

Александр Васильев написал(а):
Цитата

Основная литература (учебники и учебные пособия):

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). -М., 2008
Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008
Леонов С.В., Пономарев Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.
Мунчаев Ш. М., д-р ист. наук, проф. История России : учебник для вузов/ Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. -5-е изд., переаб. и доп.. -М.: Норма, 2009.
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: В 3-х частях : рекомендовано Мин.образования, Ч. 2. : 1945 - 2000/ Под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева. -М.: Владос, 2004.
Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). – М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Методология и источниковедение:

Блок М. Ремесло историка. – М., 1986
Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.
Грицкевич В. П. Теория и история источниковедения : Пособ. для студ. гуманит. факультетов/ В. П. Грицкевич, С. Б. Каун, С. Н. Ходин. -Мн.: БГУ, 2000
Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории -М.: Территория будущего, 2006.
Философия истории и отечественная историография /Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006
2. История России:

Гумилев Л. История Евразии. – М., 2009.
Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009
История России [с древнейших времен до наших дней] : Учебник для вузов/ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина; Мос. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак.. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Проспект, 2004.-
История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., до. – М., 2009.
История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина : Учеб. пособие/ Отв. ред. и сост. Я. А. Перехов. -2-е изд., перераб. и доп. -М.;Ростов н/Д: МарТ, 2003.-
Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009
Россия. Хроника основных событий. IX-XX вв. – М., 2002
Хрестоматия по истории России : учебное пособие [для вузов]/ Мос. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак.; Сост.: А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. -М. : Проспект, 2010.
Чубарьян А. О. История и историки в современном обществе : [научное издание]/ А. О. Чубарьян ; отв. за вып. Р. Л. Урицкая; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -СПб.: СПбГУП, 2011.
3. Всемирная история:

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994
История Европы. В 5-ти тт. – М., 1996
История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007
История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. – М., 1998
Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001
Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. – М., Наука, 2002
Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007
Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

Отредактировано Alexander (2012-11-29 18:25:20)