Звукорежиссура ГУП (1курс 2012-2013гг)

Объявление

ВНИМАНИЕ! ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТЕМЕ: "ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ФОРУМУ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Звукорежиссура ГУП (1курс 2012-2013гг) » Дисциплины » ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ


ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

описание в разработке

ФИО Преподавателя: Чабушкин Валентин Андреевич
ЭУМК: Рабочая программа
Методические указания для контрольной работы

Цели дисциплины

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «История звукозаписи» являются формирование целостного представления об истории возникновения и развития технических средств, возможностей звукозаписи, особенностях профессии звукорежиссера, его роли в процессе звукозаписи, усвоение основных понятий и принципов звукорежиссуры.
Задачи освоения дисциплины:
— проведение исторического обзора развития  звукозаписи в России, Европе;
— проведение исторического обзора развития технических и программных средств звукозаписи;
— ознакомление с выразительными возможностями звукозаписи;
— раскрытие творческой роли звукорежиссуры в современной художественной культуре;
— ознакомление с основными функциями звукорежиссера при создании различных программ;
— изучение структуры тракта звукопередачи, его основных элементов;
— ознакомление с основными параметрами профессиональной оценки качества звукозаписи.

Требования

2. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История звукозаписи» в области производственной деятельности:
способность и готовность осуществлять творческо-производственную деятельность в области звукорежиссуры культурно-массовых представлений и концертных программ (ПК 1)
способность и готовность к высокопрофессиональной работе во всех видах творческой и технической деятельности, уверенность во владении техникой и технологиями звукорежиссуры, знание исторических и современных технологических процессов при создании фонограмм и проведении озвучания и звукоусиления различных массовых и культурных программ, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности (ПК-4)
готовность осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-16).
В результате освоения дисциплины студент должен:
·     знать: историю возникновения звукозаписи, достоинства и недостатки ее видов, развитие ее технических средств; особенности звукозаписи советской, европейской, американской школ; выразительные возможности звукозаписи, художественно-технические приемы звукорежиссуры; методы профессиональной оценки качества звукозаписи;
· уметь: применять полученные знания на практике
· понимать: структуру тракта звукопередачи, основные его элементы и их функции в процессе звукозаписи

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тематика контрольных работ

1.      Аналоговая звукозапись. Виды и принципы работы.

2.      Цифровая звукозапись. Виды и принципы работы.

3.      Виды микрофонов. Достоинства, недостатки. Принцип работы.

4.      Знаменитые студии звукозаписи.

5.      Выдающиеся звукорежиссеры советской школы.

6.      Выдающиеся звукорежиссеры западной школы. Концепции.

7.      Звукорежиссура радио, театра, кино и телевидения.

8.      Специфика работы звукорежиссёра при записи акустической музыки академических стилей и жанров.

9.      Особенности работы с аналоговыми и цифровыми устройствами записи сигналов.

10. Принципиальная схема микшерного пульта. Структура отдельного входного канала. Функции линий «Insert» и «Aux» и особенности работы с ними.

11. Современные цифровые рабочие станции как гибкий инструментарий для записи, редактирования, обработки и воспроизведения аудио-сигналов.

12. Приборы динамической обработки звуковых сигналов и их функции.

13. Приборы частотной обработки звуковых сигналов и их функции.

14. Приборы пространственно-временной обработки звуковых сигналов и их функции.

15. Цифровые ревербераторы и их параметры. Импульсные ревербераторы.

16. Приборы психоакустической обработки звуковых сигналов и их функции.

Литература к/р

Основная литература

1.      Динов В. Г. Звуковая картина : записки о звукорежиссуре / В. Г. Динов. 2-е изд. СПб., 2007.

2.      Алдошина И. А. Музыкальная акустика : учебник / И. А. Алдошина, Р. Приттс. СПб., 2006.

3.      Грюнберг П. Н., В. Л. Янин. История начала грамзаписи в России / П. Н. Грюнберг, В. Л. Янин, Языки славянской культуры, 2002.

4.      Chanan M. Repeated takes: a short history of recording and its effects on music / Michael Chanan 2005.

5.      Gronow P. An international history of the recording industry / Pekka Gronow, Ilpo Saunio, 2001

Дополнительная литература

1.      Ковалгин Ю. А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись / Ю. А. Ковалгин, Телеком, 2007.

2.      Лебрехт Н. Маэстро, шедевры и безумие / Н. Лебрехт, классика-xxi, 2009.

3.      Coleman M. Playback: from the Victrola to MP3, 100 years of music, machines, and money / Mark Coleman, Da Capo Press, 2005.

4.      Daniel E. D. Magnetic recording: the first 100 years / Eric D. Daniel, C. Denis Mee, Mark H. Clark.

5.      Huber D. M. Modern Recording Techniques / David Miles Huber, Robert E. Runstein, 2009.

6.      Millard A. J. America on record: a history of recorded sound/A. J. Millard, 2005.

7.      Milner G. Perfecting Sound Forever: An Aural History of Recorded Music, Greg Milner, Faber & Faber, 2010.

8.      Morton D. L. Sound recording: the life story of a technology / David L. Morton, 2004.

9.      Owsinsky B.  The Recording Engineer’s Handbook / B. Owsinsky. 2005.

10. Philip R. Performing music in the age of recording / Robert Philip, Yale University Press, 2004

ЭКЗАМЕН

Примерные вопросы для подготовки к экзамену:

1.     Первые устройства записи и воспроизведения звука. Механическая звукозапись.
2.     Изобретения Шарля Кро, Томаса Эдисона, Бела и Тайтнера.
3.     Изобретение граммофона Эмилем Берлинером, о появление первых грампластинок, их достоинства и недостатки.
4.     Патефон Гильона Кеммлера как модернизация граммофона.
5.     Как появилась первая магнитная запись? Изобретение телеграфона Вальдемаром Паульсеном. Бобинные и кассетные магнитофоны.
6.     Основополагающий принцип магнитной записи. Принцип высокочастотного подмагничивания.
7.     Оптическая запись. Принципы. Оптические диски. Цифровые магнитофоны.
8.     Назовите достоинства и недостатки механической, магнитной и оптической звукозаписей.
9.     Цифровые технологии в записи, воспроизведении и хранении аудио данных.
10.  Назовите существующие аудио-форматы, их различия.
11.  Назовите используемые в настоящее время аудионосители.
12.  Изобретение первых микрофонов. Угольный микрофон.
13.  Изобретение конденсаторного, динамического, пьезоэлектрического микрофонов. Их достоинства и недостатки.
14.  Расскажите о развитии моно и стерео форматов, первых принципах стереофонии. Что такое псевдостерео?
15. Расскажите о принципах одноканальной, многоканальной, бинауральной звукозаписей.
16.  Назовите существующие системы пространственного звука.
17.  Расскажите о выразительных возможностях звукорежиссуры.
18.  Создание специальных звуковых эффектов.
19. 1. Роль звукорежиссера в художественной интерпретации музыкальных произведений.
20.  Основные функции звука в телевизионной передаче.
21.  Эстетическая и информационная значимость речи в различных видах мультимедийных программ.
22.  Почему во время звукозаписи уровень слухового контроля, определяющий громкость звучания фонограммы, должен совпадать с уровнем слухового контроля у потребителя (в домашних условиях, в концертном зале и т. п.)?
23.  Должен ли звукорежиссер во время сведения (окончательного формирования программы) учитывать возможность более громкого или более тихого звучания этой программы у потребителя? Например, во время концерта фонограмма (-1) часто звучит значительно громче (на 20 дБ), чем во время ее записи в студийных условиях.
24.  Отличие слухового контроля, осуществляемого с помощью акустических систем ближней зоны от контроля с помощью акустических систем дальней зоны, для чего необходим контроль ближней зоны.
25.  Влияние на качество звучания таких условия прослушивания, как уровень слухового контроля, акустические параметры помещения прослушивания,  частотная характеристика громкоговорителя в месте расположения звукорежиссера.
26.  Влияние слуховых способностей звукорежиссера (аудиограмма слуха — кривая чувствительности слуха на разных частотах), дифференциальные слуховые пороги по громкости, тональности, слуховая память на качество записываемой фонограммы.
27.  Зависимость звукового (музыкального) баланса записываемой фонограммы от условий прослушивания (частотной характеристики акустического агрегата, уровня звуковоспроизведения, уровня посторонних акустических шумов).
28.  Должен ли звукорежиссер во время записи имитировать условия прослушивания фонограммы у потребителя?
29.  В студийных условиях звукорежиссером была записана фонограмма, в которой был установлен определенный музыкальным баланс между мужским вокалом и челестой. Изменится ли музыкальный баланс при прослушивании фонограммы через бытовой контроль и каким образом?
30.  Каковы Ваши действия, если Вам предстоит провести звукозапись в чужой студии, слуховой контроль которой вызывает у Вас сомнения?
31.  В концертном зале фонограмма, записанная звукорежиссером, звучала с сильно завышенным уровнем. Тембр каких инструментов симфонического оркестра заметно изменится?
32.  Во время звукозаписи был установлен определенный музыкальный баланс. По завершении работы звукорежиссер откопировал готовую фонограмму через пульт, случайно забыв отключить коррекцию в виде резонанса на частоте 5 кГц. Каким образом может измениться музыкальный баланс записи симфонического оркестра, духового оркестра и т. д.? Дайте развернутое объяснение.
33.  Какие приемы звукорежиссуры потребуются при согласовании динамического диапазона оркестра различных составов (или отдельных музыкальных инструментов) с динамическим диапазоном канала звукопередачи?
34.  В каком из случаев: при записи симфонического оркестра или записи отдельных музыкальных инструментов легче сохранить их динамические оттенки?
35.  Почему даже при высококачественных характеристиках аппаратуры записи-воспроизведения (например, при использовании цифровой аппаратуры Dolby Digital) звукорежиссер все равно вынужден сжимать динамический диапазон звучания симфонического оркестра во время записи?
36.  Какие устройства обработки звукового сигнала Вы знаете?
37.  Каково назначение частотной коррекции в студии звукозаписи?
38.  В студии звукозаписи наблюдается излишняя реверберация в области низких частот. На тембр каких из музыкальных инструментов низкочастотная реверберация может повлиять?
39.  Во время записи симфонического оркестра наряду с высококачественными конденсаторными микрофонами (из-за их ограниченного количества) звукорежиссер вынужден был использовать динамические микрофоны. На какие из инструментов оркестра допустимо поставить динамические микрофоны?
40.  Почему во время записи высокочастотного источника звука с помощью ненаправленного микрофона важным параметром остается угол между акустической осью микрофона и направлением на источник звука?
41. Каким образом выбор и расстановка микрофонов могли повлиять на:
— прозрачность звучания;
— пространственное впечатление;
— музыкальный баланс;
— тембральную окраску.
42.  Каким образом акустические условия в студии звукозаписи могли повлиять на тембральную окраску звучания различных музыкальных инструментов?
43.  При какой технологии звукозаписи: многоканальной последовательной или многоканальной параллельной можно добиться лучшего музыкального баланса, прозрачности звучания?
44.  В каком из случаев будет достигнута лучшая прозрачность звучания (разборчивость) речи:
— при ее передаче на фоне одинокой флейты;
— при ее передаче на фоне всего звучания оркестра.
45.  За счет чего в стереофонических фонограммах достигается лучшая пространственность звучания?
46.  Почему при стереофонической звукопередаче наблюдается эффект демаскировки сигналов, звучащих одновременно?
47.  Почему при корректировании речи в области 400Гц наблюдается заметное изменение уровня, в то время как корректирование речи в области 7 кГц практически не влияет на ее общий уровень?
48.  Почему при имитации удаления источника звука (переход к более дальнему плану) звукорежиссер использует низкочастотную и высокочастотную коррекцию?
49.  Опишите технику микширования при переходе с одного микрофона на другой.
50.  Какие бывают искажения звуковой перспективы?
51.  В чем заключаются принципы единства звуковой перспективы для записи симфонической музыки? Какова взаимосвязь зрительного и слухового восприятия при передаче симфонической музыки по телевидению?
52.  Как звукорежиссер может управлять звуковым балансом фортепиано?
53.  Назовите характерные особенности и примеры употребления звукорежиссером крупного, среднего и дальнего звуковых планов.
54.  Приведите примеры использования следующих видов трансформации звука:
— звуковой морфинг;
— изменение тональности звучания.
55.  В чем заключаются художественные особенности ручного регулирования уровня звукового сигнала?
56.  Как правильно установить средний уровень записи?
57.  Перечислите известные причины возникновения нелинейных искажений звукового сигнала.
58.  Назовите примеры шумов и помех тракта звукопередачи.
59.  В каких случаях употребляется остронаправленный микрофон «пушка»?
60.  Какие критерии выбора микрофонов для записи речи на съемочной площадке, речевом озвучивании в тонателье, записи музыки на концертной площадке и в студии?
61.  Проанализируйте предложенную видеозапись с точки зрения выбора звукорежиссером микрофонов.
62.  Какие задачи решает звукорежиссер в процессе перезаписи (сведения)?
63.  В чем заключается разница в принципах расстановки микрофонов в помещениях с архитектурной акустикой и помещениях, рассчитанных на электроусиление?
64.  Назовите типы звукорежиссерских пультов в зависимости от назначения и области применения
65.  Перечислите основные операции, осуществляемые с помощью микшерных пультов.
66.  Какие преимущества дают трехзвенные пульты записи звука в сравнении с двухзвенными?
67. Расскажите об основных функциональных возможностях входного модуля микшерного пульта.
68.  В каких случаях необходимо включать фантомное питание микрофона?
69.  Приведите примеры использования установочного регулятора уровня.
70.  Опишите возможности блока частотной обработки сигнала (эквалайзер), фильтров среза.
71.  Как называется точка разрыва модуля микшерного пульта и каково её предназначение?
72.  В чем назначение и функциональные возможности группового и главного модулей пульта звукорежиссера, модуля контроля звуковых сигналов и переговорного модуля?
73.  С помощью каких приборов можно ограничить динамический диапазон звукового сигнала?
74.  Каково назначение авторегуляторов уровня?
75.  Какие дополнительные устройства современных пультов звукозаписи позволяют создавать специальные эффекты?
76.  Приведите примеры линейных искажений и варианты частотной коррекции для их исправления.
77.  Назовите способы борьбы с шумами тракта.
78.  Перечислите основные технологические показатели студийных магнитофонов.
79.  Перечислите наиболее употребительные английские термины, встречающиеся на импортных пультах звукорежиссера.

Литература

а) основная литература:

1. Динов В. Г. Звуковая картина : записки о звукорежиссуре / В. Г. Динов. 2-е изд. СПб., 2007.
2. Алдошина И. А. Музыкальная акустика : учебник / И. А. Алдошина, Р. Приттс. СПб. 2006.

б) дополнительная литература:

12.    Грюнберг П. Н., В. Л. Янин. История начала грамзаписи в России / П. Н. Грюнберг, В. Л. Янин, Языки славянской культуры, 2002.
13. Дональд П. Все о музыкальном бизнесе / Пассман Дональд,  2009.
14. Ковалгин Ю. А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись / Ю. А. Ковалгин, Телеком, 2007.
15. Лебрехт Н. Маэстро, шедевры и безумие / Н. Лебрехт, классика-xxi, 2009.
16. Alten S. R. Audio in Media / Stanley R. Alten.
17. Baxter D. A practical guide to television sound engineering / Dennis Baxter, Elsevier Focal Press, 2007.
18. Bradley A. House of hits: the story of Houston's Gold Star / SugarHill Recording Studios / Andy Bradley, Charles Roger Wood, 2010.
19. Chanan M. Repeated takes: a short history of recording and its effects on music / Michael Chanan 2005.
20. Coleman M. Playback: from the Victrola to MP3, 100 years of music, machines, and money / Mark Coleman, Da Capo Press, 2005.
21. Daniel E. D. Magnetic recording: the first 100 years / Eric D. Daniel, C. Denis Mee, Mark H. Clark.
22. Eargle J. Audio engineering for sound reinforcement / John Eargle, Chris Foreman, 2002.
23. Gronow P. An international history of the recording industry / Pekka Gronow, Ilpo Saunio, 2001.
24. Huber D. M. Modern Recording Techniques / David Miles Huber, Robert E. Runstein, 2009.
25. Hampton D. So, You're an Audio Engineer: Well Here's the Other Stuff You Need to Know / Dave Hampton, Outskirts Press, 2005.
26. Horowitz M. E. Sondheim on music: minor details and major decisions / Mark Eden Horowitz, Stephen Sondheim, 2010.
27. Katz B. Mastering audio: the art and the science / Bob Katz, Robert A. Katz, 2007.
28. Millard A. J. America on record: a history of recorded sound/A. J. Millard, 2005.
29. Milner G. Perfecting Sound Forever: An Aural History of Recorded Music, Greg Milner, Faber & Faber, 2010.
30. Morton D. L. Sound recording: the life story of a technology / David L. Morton, 2004.
Moylan W. Understanding and crafting the mix : the art of recording / W. Moylan. 2006.
Owsinsky B.  The Recording Engineer’s Handbook / B. Owsinsky. 2005.
Philip R. Performing music in the age of recording / Robert Philip, Yale University Press, 2004.
Rumsey F. Sound and Recording / Francis Rumsey, Tim McCormick, 2009.
Richard Patton. Sound Man / Richard Patton, 2010.
Schlick Ch. M. Industrial Engineering and Ergonomics: Visions, Concepts, Methods and Tools / Christopher M. Schlick, 2009.
Shepherd J. Continuum Encyclopedia of Popular Music of the World / John Shepherd, Continuum Intl Pub Group, 2005.
Symes C. Setting the record straight: a material history of classical recording / Colin Symes, Wesleyan University Press, 2004.

Журналы: «IN/OUT», «Шоу-мастер», «Музыкальное оборудование», «625», «Техника кино и телевидения», «Телевидение и радиовещание», «Аудиомагазин».

0

2

Вот литература по звукорежиссуре http://rusfolder.com/34014321

0

3

Книга  Грюнберг П.Н., Янин В.Л.  "История начала грамзаписи в России"
http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36462

+1


Вы здесь » Звукорежиссура ГУП (1курс 2012-2013гг) » Дисциплины » ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ