описание в разработке
ФИО Преподавателя: Осколков Александр Сергеевич
ЭУМК: Рабочая программа

Цели дисциплины

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Инструментоведение» являются:
·        усвоение и систематизация сведений о музыкальных инструментах, входящих (в том числе эпизодически) в состав симфонического оркестра, об их конструктивных, тембровых и иных особенностях, об их трактовке в музыке различных составов (сольной, ансамблевой, оркестровой), а также начальных сведений о составе и строении симфонического оркестра и оркестров иных составов,
·        формирование аналитического аппарата, позволяющего при необходимости самостоятельно определить основные особенности музыкальных инструментов, не входящих в программу изучаемой дисциплины (музыкальные инструменты неевропейской традиции, старинные и новейшие музыкальные инструменты и т.п.)

Задачи освоения дисциплины:
·        получение сведений об основных системах классификации музыкальных инструментах, прежде всего о наиболее распространённой на практике классификации по оркестровым группам.
·        формирование устойчивого представления о неравных возможностях различных музыкальных инструментов, как с конструктивной, так и с художественной точки зрения,
·        усвоение сведений о конструктивных, тембровых и иных особенностях музыкальных инструментов, изучаемых в рамках программы, об их диапазоне, принципах звукообразования и звукоизменения, основах техники игры на них, различных вариантах их конструкций. Усвоение первичных сведений о происхождении и эволюции различных музыкальных инструментов,
·        усвоение сведений об основных принципах нотации различных музыкальных инструментов,  а также формирование первичных навыков ориентирования в партитурной записи,
·        развитие навыков тембрового слуха,
·        формирование представлений о разнице в художественной трактовке музыкальных инструментов в зависимости от состава, в котором они применяются, а также о расширении приёмов игры на различных музыкальных инструментах в современный период.

Требования

2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
способность и готовность производить записи с учетом особенностей звучания музыкальных инструментов (оркестровых струнных, духовы и ударных инструментов, фортепьяно, органа, клавесина, арфы), различных его составов (ансамблей, оркестров), речи, хорового пения (хоровых жанров), музыкально-театральных постановок (ПК-6),
готовность осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-16).
способность и готовность использовать в творческом процессе знания в области зарубежной и отечественной истории музыкального искусства (ПК-17).
В результате освоения дисциплины студент должен:
·   знать: основные принципы классификации музыкальных инструментов; основные технические характеристики инструментов симфонического оркестра и особенности в игре на них, а также основные сферы применения их в музыкальной практике; наиболее традиционные составы музыкальных инструментов, применяемые в ансамблях и оркестрах; названия инструментов и рабочую терминологию на основных языках, использующихся в музыкальной практике (итальянский, немецкий, французский, английский).;
·  уметь: читать и записывать нотный материал согласно принципам нотации, общепринятым для того или иного инструмента (ключи, транспозиция и т.п.); определять музыкальные инструменты на слух (по фонограмме); анализировать музыкальный материал, предназначенный для того или иного инструмента (по нотной записи и/или по фонограмме) с точки зрения его трудности и специфичности для данного инструмента;
·     владеть: основными принципами партитурной нотации (знать традиционные системы нотации для ансамблей и оркестров различных составов и уметь отождествлять строки партитуры с партиями отдельных инструментов).

Программа

Содержание дисциплины

Раздел 1. Классификация музыкальных инструментов. Понятие оркестровой группы. Инструменты, входящие в состав симфонического оркестра
Многообразие музыкальных инструментов. Различные системы классификации музыкальных инструментов. Исполнительская система классификации как наиболее употребительная на практике. Первоначальные сведения о строении оркестра. Понятие оркестровой группы. Инструменты, входящие в состав симфонического оркестра как наиболее репрезентативные и изученные музыкальные инструменты.

Раздел 2. Группа струнных смычковых инструментов. Нотация в ключах«до»
Струнные смычковые инструменты как основа строения симфонического оркестра. Краткая историческая справка о происхождении современных смычковых инструментов. Основные принципы звукообразования и звукоизменения. Основные и дополнительные приёмы игры. Представители группы (скрипка, альт, виолончель, контрабас), их основные конструктивные и тембровые особенности. Основные исторически сложившиеся объединения смычковых инструментов (струнный квартет, струнный оркестр). Нотация в ключах «до» на примере альта и виолончели.

Раздел 3. Группа деревянных духовых инструментов. Понятие разновидностей инструментов. Транспонирующие инструменты
Классификация духовых инструментов. Особенности губной техники как критерий подразделения духовых инструментов на деревянные и медные. Разнообразие деревянных духовых инструментов (конструктивное и тембровое). Техника звукообразования и звукоизменения. Понятие семейств инструментов, разновидностей инструментов. Основные представители группы деревянных духовых (флейта, гобой, кларнет, фагот) и их разновидности – тембровые и конструктивные особенности. Саксофон и его разновидности. Транспонирующие инструменты (определение и практическое освоение принципов нотации для них).

Раздел 4. Группа медных духовых инструментов. Эволюция музыкальных инструментов
Медные духовые инструменты как часть симфонического оркестра и как основа духового оркестра. Техника звукообразования и звукоизменения. Эволюция основных конструктивных особенностей медных духовых инструментов на протяжении 18-19 вв. Основные сведения об эволюции музыкальных инструментов в целом. Основные представители медной духовой группы симфонического оркестра (валторна, труба, тромбон, туба), их разновидности. Медные духовые инструменты, входящие в состав духового оркестра.

Раздел 5. Группа ударных инструментов
Основные виды ударных инструментов. Различные варианты классификации (по конструктивным особенностям, по определённости/неопределённости высоты звука, по размеру). Наиболее употребительные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра (литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон и др.). Сферы применения помимо симфонического оркестра.

Раздел 6. Инструменты симфонического оркестра, не входящие в состав оркестровых групп
Арфа – устройство и основные характеристики. Клавишные инструменты (фортепиано, челеста, клавесин, орган) – устройство и основные характеристики.

Раздел 7. Состав симфонического оркестра. Основные принципы партитурной нотации
Состав симфонического оркестра. Количественный состав струнной группы в музыкальных коллективах различных уровней. Количественный состав группы деревянных духовых и медных духовых (возможные варианты). Основные принципы партитурной нотации (расположение строк по группам, внутри групп – по тесситуре). Номенклатура (названия инструментов и рабочая терминология на наиболее употребительных языках).

Раздел 8. Многообразие музыкальных инструментов, не входящих в состав симфонического оркестра
Краткий обзор инструментов, не входящих в состав симфонического оркестра (инструменты неевропейской традиции, старинные инструменты, новейшие инструменты и др.)

4.1. Связи разделов с последующими дисциплинами
Сведения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Инструментоведение» (разделы 1-7), применяются студентами при изучении дисциплин «Инструментовка», «Чтение симфонических партитур» и «История оркестровых стилей». Также часть разделов 1-6 и 8 связана с дисциплиной «Музыкальная акустика» (соответственно с разделами, изучающими акустику музыкальных инструментов).

4.2. Практические занятия
Практических занятий у студентов заочного отделения согласно учебному плану – 10 аудиторных часов.
Раздел 1 – 1 аудиторный час: выявление остаточных знаний, полученных в ходе довузовского обучения. Устный опрос
Раздел 2 – 2 аудиторных часа: прослушивание (аудиозапись) музыкальных образцов тембра отдельных инструментов. Письменное тестирование по навыкам чтения нотации в ключах «до».
Раздел 3 – 2 аудиторных часа: прослушивание (аудиозапись) музыкальных образцов тембра отдельных инструментов. Письменное тестирование по навыкам чтения нотации транспонирующих инструментов.
Раздел 4 – 2 аудиторных часа: прослушивание (аудиозапись) музыкальных образцов тембра отдельных инструментов. Письменное тестирование по навыкам чтения нотации в ключах «до» и транспонирующих инструментов.
Раздел 5 – 1 аудиторный час: прослушивание (аудиозапись) музыкальных образцов тембра отдельных инструментов. Устный опрос.
Раздел 6 – 1 аудиторный час: прослушивание (аудиозапись) музыкальных образцов тембра отдельных инструментов. Устный опрос.
Раздел 7 – 1 аудиторный час: работа с нотными партитурными образцами.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В качестве основных форм самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины предполагается:
-изучение основной и дополнительной литературы согласно списку
-формирование навыков тембрового слуха путём систематического прослушивания звучания изучаемых оркестровых инструментов (посещение концертов, прослушивание аудио- и видеозаписей, в том числе в сети Интернет)
-освоение навыков нотации путём письменных упражнений

Текущий контроль знаний и умений студентов осуществляется в форме выполнения контрольных теоретических заданий по различным разделам дисциплины.
Форма итогового контроля знаний по дисциплине — зачёт.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Духовые инструменты. Природа звукоизвлечения. Общие свойства и различия инструментов групп деревянных и медных духовых. Способы изменения звука. Кроны и механизм вентилей у медных духовых и система клапанов у деревянных духовых. Функции духовых инструментов в симфоническом оркестре.

2. Деревянные духовые инструменты. Предки современных деревянных духовых инструментов, эволюция их развития. Общие конструктивные особенности инструментов данной группы. Механизм клапанов. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Принципы нотной записи. Понятие «транспорт» и «транспонирующий инструмент». Мультифоника.

3.Медные духовые инструменты. Предки современных медных духовых инструментов, эволюция их развития. Общие конструктивные особенности инструментов данной группы. Вентильный механизм. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Принципы нотной записи. Понятие «транспорт» и «транспонирующий инструмент».
4. Инструменты струнно-смычковой группы. Предки современных струнно-смычковых инструментов, эволюция их развития. Общие конструктивные особенности инструментов и строй инструментов данной группы. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Тембральные особенности инструментов. Техника натуральных и искусственных флажолетов. Принципы нотной записи. Функции в современном оркестре.

5. Ударные инструменты с неопределенной высотой звучания. Эволюция ударных инструментов и порядок вхождения их в состав современного оркестра. Конструктивные особенности инструментов данной группы. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Принципы нотной записи.

6. Ударные инструменты с определенной высотой звучания. Литавры. Ксилофон. Маримбафон. Вибрафон. Колокольчики. Кротали. Колокола. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Принципы нотной записи.

7. Понятие «транспорта» и «транспонирующий инструмент». Строй in B, in A, in Es, in F, in D, in G.

8. Флейта и ее разновидности (малая флейта, альтовая флейта). Строение инструментов и их конструктивные особенности. Диапазон и характеристики звучания инструментов в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения, штриховые особенности и техника игры. Транспорт in G, чтение и запись нотного материала в данном транспорте. Использование флейт в составе симфонического оркестра и в сольной практике. Другие редко применяемые разновидности флейты.

9. Гобой и английский рожок. Строение инструментов и их конструктивные особенности. Строение гобойной трости и трости английского рожка. Диапазон и характеристики звучания инструментов в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения, штриховые особенности и техника игры. Транспорт in F, чтение и запись нотного материала в данном транспорте. Использование гобоев и английского рожка в составе симфонического оркестра и в сольной практике. Другие редко применяемые разновидности гобоя.

10. Кларнет и его разновидности: (малый кларнет, бас-кларнет). Строение инструментов, их конструктивные особенности и метод звукоизвлечения. Строение кларнетового мундштука и трости. Диапазон и характеристики звучания у большого, малого и бас-кларнета в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения, штриховые особенности и техника игры. Транспорт - соотношение записи и реального звучания. Транспорт разновидностей кларнетов in B, in A, in Es, in D, чтение и запись нотного материала в указанных транспортах. Использование семейства кларнетов в составе симфонического оркестра и в сольной практике. Другие редко применяемые разновидности кларнета.

11. Фагот и контрафагот. Строение инструментов и их конструктивные особенности. Диапазон и характеристики звучания инструментов в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения, штриховые особенности и техника игры. Чтение и запись нотного текста в теноровом ключе. Транспорт контрафагота, чтение и запись нотного материала в данном транспорте. Использование фаготов и контрафагота в составе симфонического оркестра и в сольной практике.

12. Семейство саксофонов. История возникновения. Конструктивные особенности. Разновидности, диапазон и транспорт инструментов. Характерные исполнительские приемы

13. Валторна. Натуральный строй валторны. Строение и конструктивные особенности инструмента. Вентильный механизм. Диапазон и характеристики звучания в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Особые приёмы игры и игра с сурдиной. Транспорт in F, чтение нотного материала и запись нотного материала в данном транспорте в скрипичном и басовом ключах. Правила записи валторн в партитуре симфонического оркестра. Использование валторн в составе симфонического оркестра и в сольной практике.

14. Труба и корнет. Исторические предшественники. Натуральный строй трубы. Строение и конструктивные особенности современного инструмента. Вентильный механизм. Диапазон и характеристики звучания трубы в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Игра с сурдиной. Транспорт in B, чтение нотного материала и запись нотного материала в данном транспорте. Использование труб и корнетов в составе симфонического оркестра, в составе духового оркестра и в сольной практике.

15. Тромбон. Натуральный строй тромбона. Строение и конструктивные особенности инструмента. Устройство и позиции кулисы. Диапазон и характеристики звучания трубы в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Игра с сурдиной. Приём глиссандо. Тенор-бас тромбон и басовый тромбон с квартвентилем и его конструктивные особенности. Запись в теноровом ключе. Использование тромбонов в составе симфонического оркестра и в сольной практике. Другие редко применяемые разновидности тромбона

16. Туба. Натуральный строй тубы. Строение и конструктивные особенности инструмента. Особенности вентильного механизма. Диапазон и характеристики звучания трубы в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Функции тубы в составе симфонического оркестра. Разновидности тубы.

17. Семейство саксгорнов. История возникновения. Общие конструктивные особенности инструментов данной группы. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Чтение и запись нотного материала в транспортах in B и in Es. Функциональная роль каждого инструмента в рамках духового оркестра.

18. Альт. Тенор. Баритон. Натуральный строй инструментов. Строение и конструктивные особенности инструментов. Диапазон и характеристики звучания в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Транспорт in B и in Es. Чтение и запись нотного материала в данных транспортах. Функция инструментов в составе духового оркестра.

19. Басы. Натуральный строй инструментов. Строение и конструктивные особенности инструмента. Диапазон и характеристики звучания басов в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Функция инструментов в составе духового оркестра.
20. Скрипка. Строение инструмента и смычка. Предки современных скрипок - виолы, общие признаки и отличия. Пустые струны и их характерность. Диапазон звучания и характеристики регистров инструмента. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Скрипичные штрихи и их запись. Pizzicato. Игра с сурдиной. Техника натуральных и искусственных флажолетов. Игра двойными нотами, трех- и четырехзвучными аккордами. Специфические приемы игры на скрипке, вошедшие в практику во второй половине ХХ века. Использование скрипок в составе оркестра и в сольной практике.

21. Альт. Строение инструмента и смычка. Предки современных альтов - виолы, общие признаки и отличия. Пустые струны и их характерность. Диапазон звучания и характеристики регистров инструмента. Чтение и запись нотного материала в альтовом ключе. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Штрихи и их запись. Pizzicato. Игра с сурдиной. Техника натуральных и искусственных флажолетов. Игра двойными нотами, трех- и четырехзвучными аккордами. Специфические приемы игры на альте, вошедшие в практику во второй половине ХХ века. Использование альтов в составе оркестра и в сольной практике.

22. Виолончель. Строение инструмента и смычка. Предки современных виолончелей – виолы da gamba, общие признаки и отличия. Пустые струны и их характерность. Диапазон звучания и характеристики регистров инструмента. Чтение и запись нотного материала в теноровом ключе. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Игра на ставке. Штрихи и их запись. Pizzicato. Игра с сурдиной. Техника натуральных и искусственных флажолетов. Игра двойными нотами, трех- и четырехзвучными аккордами. Специфические приемы игры на виолончели, вошедшие в практику во второй половине ХХ века. Использование виолончелей в составе оркестра и в сольной практике.

23. Контрабас. Особенности строения инструмента и смычка. Французский и немецкий метод ведения смычка. Пустые струны и их характерность. Диапазон звучания и характеристики регистров инструмента. Особенности аппликатуры. Транспорт контрабаса. Чтение и запись нотного материала в басовом и скрипичном ключах для контрабаса. Способы звукоизвлечения и приемы игры. Штрихи и их запись. Pizzicato. Игра с сурдиной. Техника натуральных и искусственных флажолетов. Пятиструнный контрабас. Специфические приемы игры на контрабасе, вошедшие в практику во второй половине ХХ века. Использование контрабаса в составе оркестра и в сольной практике.

24. Арфа. Исторические предшественники арфы и особенности эволюции инструмента. Строение и конструктивные особенности современной арфы. Педальный механизм инструмента. Особенности настройки и ограничения, связанные с принципами действия педального механизма. Диапазон арфы и характеристика звучания инструмента в разных регистрах. Техника и специфические особенности игры на арфе.

25. Орган. Исторические предшественники органа. Строение и конструктивные особенности. Педальная ножная клавиатура и мануалы. Регистры органа. Копуляция Диапазон мануалов и педальной клавиатуры. Характеристика звучания инструмента в разных регистрах. Техника игры на органе. Использование органа в оркестре и в сольной практике.

26. Клавесин. Разновидности клавесина - спинет, чембало, клавикорд. Строение клавесина и его конструктивные особенности. Регистры клавесина. Диапазон и характеристика звучания инструмента в разных регистрах. Двух- и трехмануальный клавесин. Техника и специфические особенности игры на клавесине. Использование клавесина в оркестровой и сольной практике

27. Фортепиано Исторические предшественники и эволюция развития фортепиано. Строение и конструктивные особенности рояля и пианино. Молоточковый механизм. Диапазон и характеристика звучания инструмента в разных регистрах. Техника и специфические особенности игры на фортепиано. Пианистические штрихи. Техника правой педали, левая педаль, третья педаль. Использование инструмента в оркестровой и сольной практике.

28. Челеста. Строение челесты и конструктивные особенности инструмента. Молоточковый механизм. Диапазон и характеристика звучания инструмента в разных регистрах. Использование инструмента в оркестровой практике.

ЗАЧЕТ

Примерные вопросы к зачету.

1. Духовые инструменты. Природа звукоизвлечения. Способы изменения звука. Вентильный механизм у медных духовых и клапанный механизм у деревянных духовых. Функции духовых в симфоническом оркестре.
2. Ударные инструменты с определенной высотой звучания. Конструкция и диапазоны. Характерные приемы исполнительской техники.
3. Струнно-смычковые инструменты. Исторические предки современных инструментов. Конструкция и строй инструментов. Тембральные особенности инструментов. Приемы звукоизвлечения. Функции в современном оркестре.
4. Понятие ТРАНСПОНИРУЮЩЕГО инструмента. Транспорт на октаву. Строй in B, in A, in Es, in F, in D,  in G. Перечислить все известные оркестровые транспонирующие инструменты с соответствующими транспортами.
5. Флейта и ее разновидности. Строение инструмента. Диапазон, характер звучания в разных регистрах. Особенности исполнительской техники.
6. Гобой и английский рожок. Строение инструментов и трости. Диапазон, характер звучания в разных регистрах. Особенности исполнительской техники.
7. Кларнет и его разновидности. Строение инструмента метод звукоизвлечения. Транспонирование - соотношение записи и реального звучания. Диапазон, характер звучания в разных регистрах у большого, малого и бас-кларнетов. Особенности исполнительской техники.
8. Фагот и контрафагот. Строение инструмента и трости. Диапазон, характер звучания в разных регистрах. Нотация в теноровом ключе. Особенности исполнительской техники.
9. Валторна. Конструкция инструмента и мундштука. Диапазон, характерные тембры в разных регистрах. Строй in F. Приемы игры.
10. Труба. Конструкция инструмента. Диапазон, характерные тембры в разных регистрах. Строй in B. Приемы и техника игры.
11. Тромбон. Конструкция инструмента. Понятие КУЛИСЫ. Диапазон, характерные тембры в разных регистрах. Приемы и техника игры. Тромбон с квартвентилем.
12. Туба. Конструкция инструмента. Диапазон, характерные тембры в разных регистрах. Приемы и техника игры. Корректирующие вентили.
13. Скрипка. Конструкция и строй инструмента. Строение смычка. Диапазон. Тембральные особенности. Приемы звукоизвлечения. Игра различными штрихами. Строение сурдины. Флажолеты натуральные и искусственные. Игра двойными нотами и аккордами. Роль скрипок в симфоническом оркестре.
14. Альт. Конструкция и строй инструмента. Строение смычка. Диапазон. Тембральные особенности. Приемы звукоизвлечения. Игра различными штрихами. Игра с сурдиной. Флажолеты натуральные и искусственные. Игра двойными нотами и аккордами. Роль альтов в симфоническом оркестре. Нотация в альтовом ключе.
15. Виолончель. Конструкция и строй инструмента. Строение смычка. Диапазон. Тембральные особенности. Приемы звукоизвлечения. Игра различными штрихами. Сурдина. Игра двойными нотами и аккордами. Игра на «ставке». Флажолеты натуральные и искусственные. Роль виолончелей в симфоническом оркестре. Нотация в басовом, теноровом и скрипичном ключах.
16. Контрабас. Конструкция и строй инструмента. Строение смычка (французская и немецкая конструкция). Диапазон. Тембральные особенности. Приемы звукоизвлечения. Роль контрабаса в симфоническом оркестре. Нотация.
17. Арфа. Конструкция инструмента. Диапазон. Техника игры. Особые приёмы игры (глиссандо, флажолеты). Функция педалей.
18. Клавишные инструменты, эпизодически употребляющиеся в оркестре. Челеста, фортепиано, клавесин, орган. Строение. Диапазоны. Техника игры. Характерные тембры. Способы нотации.
19. Ударные инструменты с неопределенной высотой звука. Конструкция. Тембровые особенности. Способы игры и исполнительская техника. Роль таких инструментов в симфоническом оркестре.
20. Саксофоны. Конструкция. Диапазоны. Тембровые особенности различных регистров. Транспорт. Применение саксофонов в оркестре и вне оркестра.

ЛИТЕРАТУРА

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:
1. Пистон У. Оркестровка. Под об. ред. К.С.Хачатуряна. М. «Советский композитор» 1990. Перевод с издания Orchestration by Walter Piston. London, Victor Gollancz, 1978
2. Радвилович А. Приложение к учебнику М. И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра» СПб, «Композитор», 2005.
3. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. СПб, «Композитор», 2004.
4. Зряковский "Общий Курс Инструментоведения"
5. У. Пистон: "Оркестровка"

б) Дополнительная литература:
1. Агафонников Н. Симфоническая партитура. - Л.: Музыка, 1981
2. Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М.: Музыка, 1975
3. Карс А. История оркестровки. Под ред. М. В. Иванова-Борецкого и Н. С. Корндорфа. М., «Музыка», 1990
4. Кожухарь В.И. Инструментоведение: симфонический и духовой оркестры. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2009.
5. Рогаль-Левицкий Д. Современный: оркестр (в 4-х томах). М.,1953-56